Несколько слов о молитвенном правиле: все ли молитвы нужно вычитывать?

Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел рассказать читателям одну реальную историю, которая, собственно, и побудила меня взяться за написание данной статьи. 

Итак, некоторое время назад мне позвонила одна знакомая прихожанка, которая решила поделиться со мной семейной трагедией. Суть трагедии заключалась в том, что у нее полностью разладились отношения с неверующим супругом, в результате чего тот собрал свои вещи и, пообещав уйти навсегда, хлопнув дверью, исчез в неизвестном направлении.

Признаюсь, я знал о ее тяжелых отношениях с супругом и даже предполагал, что он не выполнит своего обещания, но все же, во время нашего разговора меня больше насторожил не сам трагический эпизод, а ее к нему отношение. Проблема была в том, что в голосе этой женщины звучали трагические нотки совершенно не свойственные христианину с многолетним стажем (кем, собственно, она и являлась).

Безусловно, у многих христиан бывают трудные минуты в жизни, но все же христианам (ведущим правильную духовную жизнь) свойственно относится к неудачам, неприятностям и даже бедам, которые их настигают, скажем так, – «по философски», а именно: оказавшись в сложной жизненной ситуации, христианин будет возлагать все свои упования на Господа, а также видеть и свою вину в неудачно или трагически сложившихся обстоятельствах. Попросту говоря, в таких случаях для христиан наиболее характерными состояниями души являются чувство глубокого смирения и покаяния. Именно это состояние и приводит в итоге к тому, что Господь омывает, а лучше сказать – укрепляет душу смирившегося и раскаявшегося человека Своею благодатью, в результате чего мы и получаем духовные силы переносить трудности, и даже, что нередко бывает, находим в себе силы благодарить Бога за преподанный нам урок, который очень часто бывает, как это не странно звучит, – во благо пострадавшему человеку.

Увы, ничего подобного не было у моей знакомой. Напротив, в ее словах явно чувствовались – обида, ропот на Бога, раздражение и, что самое печальное, глубокое уныние, разрушающее ее душу. Это было тем более странно, что я всегда знал эту женщину как человека, который неукоснительно выполняет все церковные уставные предписания, который безукоризненно посещает службы и, в том числе, скрупулезно вычитывает не только утреннее и вечернее правило, но и добавляет к нему многочисленные каноны и акафисты. И вот, в итоге, несмотря на такое «благочестие», она пришла к полному фиаско не только в семейной жизни, но и в жизни духовной.

Сейчас, чтобы излишне не утомлять читателя мелкими подробностями нашего с ней общения и описанием мотивов, которые побудили меня дать ей тот совет, которой впоследствии и стал поводом для написания этой статьи, я изложу самую суть моего совета. Итак, я посоветовал ей отложить в сторону все молитвословы и акафисты и попробовать обратиться к Господу нашему Иисусу Христу СВОИМИ СЛОВАМИ!

То есть, я посоветовал ей излить ту душевную боль, которой она делилась со мной, напрямую к Богу. Еще раз подчеркну, я советовал ей изложить свои проблемы и недоумения и попросить о помощи не методом вычитывания огромного количества молитвенных текстов, а своими словами, так, как, например, мы это делаем на приеме у врача. Попросту говоря, я советовал ей открыть свою душу Богу, ничего от Него не скрывая, одновременно с этим принеся глубокое раскаяние и полностью положиться на Его Святую Волю (то есть, полностью смириться)!

Признаюсь, я не ожидал, что она все же послушается моего совета и сделает так, как я ей говорил (увы, очень часто, люди игнорируют советы священнослужителей). И случилось чудо (чего я, признаюсь, никак не ожидал): на следующий день муж вернулся в семью и попросил о прощении. Слава Богу, и до сих пор, у них в семье все более или менее нормально, по крайней мере, страсти значительно поутихли. Но самое интересное было в том, что, как она рассказала мне впоследствии, после такой молитвы ее посетило, ранее неизведанное, благодатное чувство, которое на святоотеческом языке называется – «радостно-печальным плачем»! То есть, это было чувство одновременно и глубокого раскаяния, и не менее глубокой духовной радости и облегчения от того, что человек полностью отдал себя в руки Божии, переосмыслив при этом свое отношение и к молитве и к ближнему!

Итак, к чему я веду? А веду я к тому, что очень часто, причиной наших бед и нестроений, как в духовной, так и в повседневной жизни, является наше неумение правильно молиться. А одной из граней этого нашего неверного отношения к молитве является неправильно отношение к выполнению регулярного молитвенного (утреннего и вечернего) правил.

Правило не должно превращаться в формальность.

Доктор богословия иеромонах Иоанн (Курмояров)

 

Be the first to comment on "Несколько слов о молитвенном правиле: все ли молитвы нужно вычитывать?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*