Эпоха возрождения Луганского театра

_07

Боевые действия повлияли на театральное пространство Донбасса: большинство театров остались работать на неподконтрольной территории. За исключением одного — Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр смог эвакуироваться и сейчас базируется в Северодонецке.

Театр, как говорится, почти с нуля начал свою деятельность: без полного штата, помещения и, собственно, спектаклей.

Директор театра Сергей Дорофеев рассказал «ОстроВу», как коллективу удалось встать на ноги.

Театр переехал в Северодонецк в составе одного актера и нескольких работников. Какой штат у вас сейчас?

— Сейчас у нас 96 работников. Из них 57 — творческая группа — актеры, артисты балета, вокалисты, режиссеры, художники. Если еще год назад в репертуаре было 4 спектакля, то сейчас — уже 22 постановки.

Это все премьерные спектакли или что-то восстановили?

— Нет, ничего восстановленного не было, это премьерные спектакли. Мы в театре шутя говорим, что наш девиз: «Ни месяца без премьеры». Например, в феврале выпустили целых четыре спектакля.

Не все национальные театры могут похвастаться таким количеством новых постановок. Каким образом коллективу удается работать такими стремительными темпами?

— Это жажда творчества. Нам повезло, что у нас молодой коллектив, и он одержим работой, поэтому нам это удается.

Недавно на сайте театра появилось объявление о наборе актеров. То есть актерский штат недоукомлектован?

— У нас такая же проблема, как и у других театров — не хватает мужчин-актеров. Нам они крайне необходимы. Во-вторых — нет в штате актеров среднего возраста. Есть молодые и уже более опытные актеры в возрасте 50+, а «середнячка» нет.

В течение года на прослушивание приходят актеры в театр? Насколько жесткий отбор?

-Еще два года назад к нам приезжали актеры, и мы почти всех брали. Сейчас уже более тщательно отбираем. Прежде всего, оцениваем уровень актерского мастерства. Актеры, которые у нас работают, уже достигли определенного уровня профессионализма, поэтому для нас важно, чтобы новый человек имел соответствующий уровень.

Если актер желает работать в театре и он зачисляется в штат, но негде жить, как решается вопрос жилья?

— Это, конечно, проблема, потому что в городе много переселенцев, и вопрос жилья, в первую очередь, решается для этих людей. Сейчас у нас есть несколько комнат в общежитиях, где актеры могут жить.

Если не достаточно актеров в штате, то влияет ли этот факт на формирование репертуара, выбор драматургии для постановок?

— Честно говоря, не влияет. Мы формируем репертуар таким образом, чтобы он соответствовал потребностям дня сегодняшнего, во-вторых, — чтобы это нравилось зрительской аудитории. Затем уже рассматриваем, насколько конкретный материал мы можем воплотить на сцене в существующих условиях, учитывая и наш актерский состав.

Каким образом влияет на репертуарную политику театра тот факт, что Северодонецк почти прифронтовой город?

-Мы стараемся создавать такие спектакли, которые будут отвлекать зрителя от проблем, с которыми он ежедневно сталкивается. Мы не можем себе позволить поставить спектакль об АТО. Например, в мае на фестивале «Мельпомена Таврии» видел спектакль «Саша, вынеси мусор» режиссера С. Моисеева, где затрагивается тема войны. Спектакль — хороший, но не для нашего зрителя, который ежедневно находится в водовороте этих событий.

А к

ак с помещением?

— Мы базируемся в помещении детского сада, занимаем один этаж, но это очень неудобно. В сентябре-октябре откроем новый сезон в новом помещении. Это здание Северодонецкого театра драмы, которое не эксплуатировалось в течение 15 лет. Наше новое помещение оснащено новым оборудованием. Зал рассчитан примерно на 400 мест. Все ремонтные работы финансировались средствами из областного и госбюджета.

 

Какой уровень заполняемости зрительного зала?

-В среднем около 70%. Но есть спектакли, где полные аншлаги — «За двумя зайцами», «Ночь в долине» и премьерные. Например, в прошлом сезоне 2015-2016 гг. (на конец 1-го квартала 2016-го) театр показал более 60 спектаклей для около 15 тысяч зрителей не только Северодонецка, но и городов Луганской области: Старобельска, Рубежного, Лисичанска, Попасной, Новопскова, Кременной, Белокуракино, Беловодска. В действующем репертуаре театр имел уже 8 спектаклей, из которых 3 — детские сказки.

Вы знаете, как выглядит ваш зритель, кто он?

— Наш зритель меняется. Если раньше к нам приходили люди более почтенного возраста, то сейчас стала приходить и молодежь. Сегодняшний наш зритель — молодой, умный, интеллигентный. Работаем над воспитанием аудитории, это тяжелый длительный процесс. Должен признать, что привлечь зрителя непросто. Не потому что это прифронтовая зона, а потому, что сам театр работает в городе относительно не так долго.

А насколько доступны билеты в театр? Какая цена?

-Детский — 20-30 гривен, а взрослый — 40-75. Думаю, что это не очень дорого.

 

 

Вы уже определили приоритеты развития театра на будущий сезон?

-Этот сезон у нас проходил под знаком современной драматургии, следующий будет посвящен классической. Но это не значит, что не будет других произведений.

Главный месседж вашего театра?

-Театр, который хочет приблизить мир. Театр, который доказывает, что после полного разрушения можно восстановиться, как птица Феникс.

Оценить талант молодых артистов и режиссера театра киевляне смогли на Международном фестивале камерных спектаклей «AndriyivskyFest», который проходил в столичном театре «Колесо» 12-18 июня. Свои постановки представили коллективы из Беларуси, Румынии, Грузии, Болгарии, Польши и Украины. Луганский театр представил премьеру «Легкие» («Легені»). Молодой режиссер Евгений Мерзляков выпустил современный спектакль, где роли исполняют тоже молодые талантливые актеры Вероника Златоверхая и Ярослав Грошев. Постановка Луганского драмтеатра получила два диплома: режиссер-постановщик Евгений Мерзляков — «За причудливое пластическое решение спектакля», актеры Ярослав Грошев и Вероника Златоверхая — «За слаженный актерский дуэт».

По жанру «Легкие» — это пластическая драма-пиар на основе пьесы современного британского драматурга Данкана Макмиллана, где речь идет о паре, которая хочет иметь детей. Но размышления на эту тему приводят к выявлению проблем во взаимоотношениях.

Евгений Мерзляков акцентирует внимание зрителя на чувственно-психологическом аспекте. И именно пластическое решение имеет не только эстетическую функцию, но и метафорическую. Мощная энергетика актерского дуэта и его пластические этюды импульсируют сквозь невидимую связь отношений. Пластика героев — это их инструмент для выражения чувств и характера: с привкусом страсти, изящной сдержанности или даже мучительного обесценивания.

Воплотить текст британской драматургии на сцене Е. Мерзлякову помогла программа Taking the Stage, ориентированная на молодых украинских режиссеров. Во время подготовки режиссер Евгений Мерзляков работал с британскими менторами.»Я получил бесценный опыт. С нами работали режиссеры-директора английских театров-партнеров. У них другой подход к работе в театре. Например, нет репертуарного театра, актерского штата, закрепленного за театром. Актеры работают на один проект, как фрилансеры», — говорит Евгений. Подобная система у нас тоже уже появляется — есть отдельные театральные копродукции — в одном спектакле заняты артисты из разных театров. Но пока это далеко не повсеместная практика.

В самом Северодонецке спектакль проходит с аншлагом. Актуальная тема, интересное режиссерское решение, и, наверное, интригует зрителя знак на афише 18+. Но он носит скорее рекомендательный характер. И молодежь идет в театр. Хотя Мерзялков признается, что привлекать молодежь в театр нелегко. «Я уверен, что сейчас театр очень модный в хорошем смысле этого слова, и в Северодонецке молодежь постепенно осознает, что это не ТВ, не кино, не Интернет, а совсем другой мир, в котором происходит обмен энергетикой в реальности. Спектакль «Легкие» дает возможность это почувствовать », — говорит режиссер. В городе рядом с театром драмы работают и независимые театральные площадки, поэтому зрителю есть что выбрать.

Автору этих строк довелось увидеть две постановки Мерзлякова, и можно сказать, что его режиссура отличается нестандартностью и концентрацией смыслов, которые выражаются в различных плоскостях театрального пространства. Отсутствие штампов режиссуры, современное звучание, фокусировка на психологическом уровне представления – прослеживаются в работах молодого режиссера. Как он сам говорит, ему близка по духу не драматургия в классическом виде, а работа непосредственно с текстом, его интересует философско-психологический аспект выбранного материала, что не совпадает с репертуарной политикой театра.

Сейчас Луганский театр имеет четкий вектор своего развития. Для этого есть и потенциал, и возможности в современном театральном пространстве.

Ирина Голиздра, «ОстроВ»

Be the first to comment on "Эпоха возрождения Луганского театра"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*