Эвакуированная наука

Одной из сфер, которая сильнее всего пострадала от вооруженного конфликта на Донбассе, стала местная система образования. Разрушенные школы в районах проведения боевых действий, неприкаянные преподаватели и студенты университетов, трудности становления на новом месте для многих ведущих образовательных учреждений региона. Отметим, что многие проблемы сегодня характерные для образовательной сферы накапливались еще раньше, однако «взорвались» именно в 2014-2015 годах.
Поскольку тема мне близка, остановлюсь на положении луганских вузов-переселенцев. Как известно, все ключевые университеты региона: Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля, Луганский национальный аграрный университет, Луганская государственная академия культуры и искусств, Луганский государственный медицинский университет, Луганский государственный институт внутренних дел имени Э.А. Дидоренко, были вынуждены переместиться с оккупированной территории. Проблемы их становления в новых реалиях рассматриваются в данной статье.
 
Риски и вызовы высшего образования в эвакуации 
Среди острых вопросов, которые сегодня негативным образом влияют на развитие системы высшего образования на Луганщине, можно выделить следующие: 
  • Демографический кризис второй половины 90-х годов ХХ века проявился в настоящее время в том, что количество учащихся, выпускников и абитуриентов продолжает снижаться. Данная проблема дает о себе знать по всей территории Украины, но в прифронтовой области она чувствуется гораздо острее;
  • Луганские университеты испытывают негативные последствия конкуренции со стороны подобных заведений крупных городов, прежде всего «города студентов» Харькова. С утратой Луганска, который среди всего прочего был достаточно мощным образовательным центром, взоры многих выпускников, особенно из северных районов Луганской области, обратились к данному мегаполису, расположенному всего в шести часах езды на автобусе;
    • Facebook
    • VKontakte
    • Google+
    • Twitter
    • Gmail
    Луганские вузы в полной мере ощущают на себе общий кризис образовательной системы, связанный с переходом от советской системы к общеевропейской. К сожалению, многие новации нынешнего Министерства образования и науки (в общем-то правильные) негативным образом проявляются «на месте» поскольку часто не учитывают специфику развития образовательной сферы в прифронтовой зоне;
  • Все более заметным становится общее падение престижа высшего образования в Украине, особенно среди социально активных, креативных слоев молодежи. Это происходит в силу формализованного подхода к преподаванию специальностей, востребованных на рынке труда. Негативным образом ощущается и ликвидация связки «высшее образование – получение работы». В результате – те, кто желает получить хорошие знания, умения и навыки и стать профессионалом, избирают для себя либо иностранные вузы (особенно польские), либо делают упор на самообразование, например на прохождение онлайн-курсов на таких образовательных платформах как, например, Prometheus

Среди проблем, которые у вузов возникли в связи с боевыми действиями, выделим следующие: 

  • Потеря материально-технической базы, которая осталась в оккупированных городах. Речь идет о библиотечных фондах, исследовательских лабораториях, общежитиях для студентов и т. д.; 
  • Отсутствие жилья у преподавателей, вынужденных вместе с университетом стать переселенцами. В результате многие из них должны регулярно ездить из тех городов Украины, где им удалось осесть, либо втридорога снимать квартиры на месте. Это тоже влияет на снижение качества образования в учебных заведениях; 
  • В результате боевых действий 2014-2017 годов под контролем Украины остались преимущественно аграрные, относительно малозаселенные районы с небольшим количеством потенциальных абитуриентов. Это приводит к постоянным проблемам с набором, что, в свою очередь, влияет на количество ставок для преподавателей; 
  • Резкое падение жизненного уровня населения, что тоже не способствует развитию высшего образования в Луганском регионе.
 
В поисках луганского Гарварда 
Для начала рассмотрим материально-бытовые проблемы луганских вузов-переселенцев и возможные пути их преодоления. Следует констатировать, что на данный момент однозначного пути решения данного вопроса нет. Оно требует от власти комплексных усилий и серьезных материальных затрат. Нужно думать об учебных аудиториях и корпусах, об общежитиях, о жилищных условиях для преподавателей. Добавим, что проблема имеет «курочно-яичную сущность». Непонятно, что нужно делать в первую очередь: развивать университетскую инфраструктуру и ждать студентов, либо наоборот – лишь, когда перспективы набора будут проявляться, только тогда тратить деньги на развитие вуза. Оба пути имеют свои риски и чреваты высокими растратами. 
Проект реанимации сферы высшего образования на Луганщине в свое время представлял руководитель Луганской областной военно-гражданской администрации Юрий Гарбуз. По его мнению, у нынешних вузов-переселенцев не хватает мощностей для возрождения своего образовательного потенциала в регионе. Поэтому он неоднократно высказывался относительно создания единого университета путем слияния всех существующих в один. 
В мае 2016 года губернатор Луганщины провел встречу с генеральным директором немецкой строительной компании «Intercon». Среди всего прочего, обсуждался проект строительства «луганского Гарварда», который по замыслу должен был обучать 25 тысяч студентов, при привлечении 5 тысяч преподавателей. 
Однако руководство переселенных вузов скептично отнеслось к инициативам Гарбуза. В частности, глава наблюдательного совета Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, народный депутат Украины Виталий Курило заявил о нецелесообразности создания мега-вуза в силу того, что для него просто не наберется студентов в регионе. 
По его подсчетам, в ближайшие четыре года в университетах-переселенцах будут учиться около шести тысяч человек. 
 
Битва за набор
  • Facebook
  • VKontakte
  • Google+
  • Twitter
  • Gmail
Актуальнейшей проблемой для вузов-переселенцев является набор студентов, без которых всякие усилия по стабилизации работы учебных заведений будут напрасны. Одним из факторов, который мог бы скорее помешать образовательным учреждениям, стала политика оптимизации, проводимая Министерством образования и науки Украины в 2016 году. Тогда вузы региона столкнулись с тем, что, казалось бы, позитивное решение Министерства — внедрение новой системы распределения бюджетных мест — подставило под сомнение возможность успешной вступительной компании на Луганщине. Тогда был создан всеукраинский реестр бюджетных мест, на которые теоретически мог рассчитывать любой университет страны. Приоритет в их предоставлении принадлежал тем абитуриентам, которые набрали большее количество балов по результатам ЗНО. Бюджетное место уходило туда, куда данный выпускник изъявлял желание поступать. Таким образом, большинство мест «ушли» в престижные Вузы. Ослабленная войной и вынужденной эвакуацией система высшего образования Луганщины, по понятным причинам, не выдерживала конкуренции в рамках подобной системы распределения бюджетных мест. Во-первых, как ни крути, а общий образовательный уровень выпускников Донбасса за годы войны снизился. Во-вторых, социально-экономическое состояние городов и сел Луганщины обусловило то, что многие из выпускников не могли позволить себе пойти «на контракт». 
В этой ситуации, ведущие вузы региона выступили с просьбой предоставить им определенное, фиксированное количество бюджетных мест. 3 ноября 2016 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно деятельности высших учебных заведений, научных учреждений, перемещенных с временно оккупированной территории и из населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия». Среди всего прочего данный законодательный акт предполагает предоставление вузам-переселенцам фиксированного количества бюджетных мест, распределение которых не зависит от всеукраинского рейтинга. Вступительная компания 2017 года проходит в соответствии с нормами данного закона. 
Другой важный закон, регулирующий деятельность вузов-переселенцев — «О внесении изменений в некоторые законы Украины об обеспечении права на получение образования лиц, местом жительства которых является территория проведения антитеррористической операции», был принят парламентом в июне 2016 года. Среди всего прочего, он предоставляет возможность выпускникам школ с неподконтрольных территорий поступать в местные университеты без сертификатов ВНО, сдав вступительные экзамены. Задача организации процесса приема в вузы абитуриентов данной категории возложена на центры «Донбасс-Украина», созданные во всех вузах-переселенцах. 
  • Facebook
  • VKontakte
  • Google+
  • Twitter
  • Gmail
Следующая проблема заключается в том, что поступивших студентов следует куда-то расселять, поскольку вузы постепенно возвращаются к полностью стационарному обучению. Для общежитий требуются новые, хотя бы аварийные здания, которые университеты готовы восстанавливать за собственный счет. Однако, зачастую, вузы-переселенцы не находят в этом вопросе понимания со стороны властей тех городов, где они вынуждены были остановиться. Так, летом 2016 года депутаты городского совета Старобельска отказали ЛНУ им. Т. Шевченко в выделении здания бывшего детского сада, несмотря на то, что тот давно не использовался по назначению и на его реконструкцию в новом качестве предполагалось выделить 5,5 млн грн в виде субвенций городскому бюджету. Сторонник передачи здания университету — председатель Старобельской районной государственной администрации Анатолий Гарькавый так прокомментировал возникшую тогда ситуацию: «Чтобы вы понимали, данный детский садик не используется 22 года. На сегодня очередей в детских садах Старобельска нет. То есть необходимость в этом детском саду отсутствует полностью. В то же время помещение детсада находится на балансе городского совета. То есть, другими словами, у нас просто стоит нежилое помещение, когда на это помещение выделены деньги. К тому же садик не передается в собственность университета, а университет будет его арендовать. Здание так и останется собственностью города, никуда не девается». Получив отказ, университет решает проблему с поселением студентов за счет ремонта и реконструкции зданий, расположенных на его территории в Старобельске. 
 
Изменение подходов к высшему образованию
Отмечая важность описанного в предыдущих разделах отметим, что университет — это не только здания и общежития. Это, прежде всего, научно-образовательный потенциал, который должен соответствовать современным стандартам и реалиям времени. Независимо от того, где находится вуз, его главная задача остается прежней — быть флагманом научных знаний. Внимание потенциальных абитуриентов должно привлекаться в первую очередь именно этим. 
Не имея возможности развивать стандартные методы обучения, а также обеспечить то, что обычно называется «студенческой жизнью», преподаватели компенсируют это, привлекая студентов в различные социально-значимые проекты. Так, в 2017 году учащиеся некоторых специальностей Луганского национального университета имени Тараса Шевченко приняли участие в ряде мероприятий, организаторами которых выступили такие международные организации как ОНН, гуманитарные структуры Евросоюза, Региональное представительство Фонда имени Фридриха Эбберта, USAID и другие. Активное сотрудничество в данном направлении развивается с ведущими вузами Украины, часто готовыми оказать посильную помощь, например, в организации выездов студентов в научных, образовательных и культурных целях. Такими партнерами в 2017 году выступили Ужгородский национальный университет, Украинский католический университет, Дипломатическая академия Украины и другие. Все вышеперечисленное способствует распространению в регионе новых научных и образовательных идей, а также сближению между различными частями страны. Да что говорить, для многих студентов с луганской периферии было очень интересно и важно увидеть здание выше старобельского элеватора. Именно в этом направлении, на мой взгляд, и должно развиваться высшее образование области. 
 
Александ Набока, Восточный фарватер

Be the first to comment on "Эвакуированная наука"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*