Что для Вас значит Пасха?

Сорок дней поста отходят, словно длинный поезд, который едет в необъятную даль сумерек торжественно-печального горизонта. Длинные постовые службы притягивают своей аскетичной романтикой, и хотя бы на минутку можно почувствовать себя богомольцем наедине с Творцом миров и нашим Любящим Отцом – Богом. Простота и в то же время глубокая духовная насыщенность богослужения последней недели Великого поста завораживает ожиданием чего-то великого и таинственного… чего-то чрезвычайного… Душа, словно олень, который направляется к водопою, ждет чуда… чуда Воскресения Христова. Часто к священникам приходят люди с вопросами: «Как правильно подготовиться к Пасхе?», «Какие обрядовые блюда обязательно следует приготовить?» Ответить на это можно одной фразой: «Чтобы правильно подготовиться к Пасхе и встретить ее достойно, нужно, чтобы Пасха стала твоим личным праздником»!

Как сделать, чтобы Пасха стала твоим личным днем? Прежде всего, нужно узнать, что это за праздник, какова его история и содержание. Сам праздник называется разными словами – Воскресение, Великий день, Пасха.

Название Воскресение этот день получил от главного события, которое произошло около 2 000 лет назад – Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Он ради нас и нашего спасения сошел с неба, воплотился от Пресвятой Девы Марии и стал человеком. В Апостольском Символе веры об этом говорится так: «Верую… И во Иисуса Христа, Сына Его Единородного, нашего Господа, зачатого от Святого Духа, рожденного от Девы Марии; страдавшего при Понтии Пилате», а о смерти и воскресении: «Был распят, умер и был погребен, сошел во ад, воскрес в третий день из мертвых, взошел на Небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего, откуда Он придет судить живых и мертвых».

Великий день (старослав. – Великъ дьнь, укр. – Великдень) – великий, величественный и значимый день. День освобождения всего мира от греха, проклятия и смерти. День, когда люди не боятся телесной кончины, и когда орудие казни – крест Христов – становится Орудием спасения и освобождения.

Слово Пасха (от евр. песах – проходить мимо) происходит от названия ветхозаветного праздника, который праздновали иудеи в память об освобождении от египетского рабства. Пасхальный агнец у иудеев стал прообразом Христа, поэтому Господь именуется еще Агнцем (Ягненком) Божиим, Агнцем Пасхальным, Новой Пасхой. Следует также помнить, что ПасХа – это праздник, который мы празднуем, а пасКа – это хлеб (кулич), который мы едим.

Дату празднования Пасхи урегулировал Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году. До этого в разных поместных Церквах праздновали Пасху в разные дни. Были и такие, которые праздновали Пасху вместе с евреями (в день их опресноков). Поэтому Никейский собор постановил, что не дозволяется христианам праздновать Пасху, когда евреи празднуют свою. Дата Пасхи должна выпадать на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, которое наступает после весеннего равноденствия. Если случится так, что на это воскресенье придется и еврейская Пасха, то празднование Пасхи переносится на следующую неделю. Чтобы избежать ошибки при определении Пасхальной недели, постановлено также, что Александрийский Патриарх должен ежегодно сообщать дату Пасхи заранее.

В конце IV века ежегодные послания Александрийских епископов заменила Пасхалия (наука об определении Пасхи), которая охватывала большое количество лет. Первая такая Пасхалия объявлена в 388 году патриархом Тимофеем Александрийским. В настоящее время Христово Воскресение тоже исчисляется Пасхалией.

К Пасхе верующие готовятся в течение семи недель Великого Поста – одного из самых строгих постов. Ведь именно столько времени провел Господь наш Иисус Христос в пустыне. Считается, что в эти дни душа верующего должна прислушиваться к страданиям Господа, которые пережил Иисус Христос в последние дни. Эти семь недель называются седмицами.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей. Особое значение имеет Страстной Четверг – день, когда Спаситель вместе со своими учениками во время Тайной Вечери разделил последнюю трапезу и положил начало Таинству Причастия, все православные, по возможности, стараются причаститься в этот день. Иногда этот четверг в народе называют Чистым. Вечером в церкви читают 12 Евангелий, где рассказывается история Христовых страданий.

В Страстную Пятницу, самый скорбный день в году, из церкви выносят Плащаницу – ткань, в которую было завернуто тело Иисуса Христа после снятия с креста, на которой изображен Господь в гробу.

Великая Суббота проходит в воспоминании о пребывании Спасителя в сердце земли, в аду. До Воскресения Христова туда сходили все праведники, в надежде и ожидании прихода долгожданного Мессии.

Пасхальная Служба Божия длится всю ночь. Ее торжественный момент наступает в полночь, когда священник извещает «Христос воскрес!», а все присутствующие отвечают «Воистину воскрес!» После службы процессия трижды обходит вокруг церкви, а затем начинает процесс освящения куличей и яиц. Хозяйки собирают их в корзины, украшенные вышитыми рушниками, барвинком и свечами. После церковной службы расходятся по домам и начинают «разговляться», то есть вкушать освященные блюда, и приветствовать друг друга: «Христос воскрес», на что отвечают: «Воистину воскрес».

Пасха, как Рождество Христово, – семейный праздник! Вокруг праздничного стола должна собраться вся семья, ведь это без преувеличения – «Великий День». Пасхальный завтрак начинается молитвой. После молитвы отец семейства берет освященное яйцо и делит его на столько частей, сколько присутствующих за столом, со словами благословения раздает яичко и говорит: «Дай, Боже Милосердный, еще через год дождаться! Помоги, Боже, эти праздники счастливо отпраздновать и других дождаться. Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!» – отвечают все присутствующие за праздничным столом.

Обычай на Пасху начинать празднование с яйца (писанки, крашенки, дряпанки, крапанки) существует в Украине с давних времен, ведь яйцо символизирует зарождение новой жизни. Яичко является символом Воскресения Христова, потому, как из мертвой скорлупы яйца рождается новая жизнь, так и Христос вышел из гроба к новой жизни, подарив нам жизнь вечную. После освященного яйца все едят паски и все, что приготовили на праздник.

В древности после разговения молодежь шла обычно к церкви, где начинались пасхальные забавы – игры и веснянки в сопровождении соответствующих песен. После гуляний начинали звонить на колокольне. Звонили в колокола весь день и еще последующие два дня.

На Пасху обязательно все должны веселиться! Поститься на Пасху категорически запрещено!!! Согласно словам святителя Иоанна Златоуста, каждый должен радоваться Воскресшему Христу, как переходу от смерти к Жизни, от земли к Небу. Апостол Павел говорит: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7), поэтому ни один человек не может войти в царствие божие без Христа и без спасительных таинств Церкви.

Быть православными христианами мы можем только через веру «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», которую основал и утвердил Сам Господь. Только в Церкви мы принимаем Святое Крещение, находим возможность каяться в своих грехах, получаем благословение на брак и другие жизненные начинания. Но самое главное – только в Церкви совершается Таинство Евхаристии – причастие Тела и Крови Христовых. И особенно ярко и четко именно в эти пасхальные дни открывается верующим пребывание воскресшего Христа в Его Церкви, когда не перестают раздаваться пасхальные праздничные песнопения, и мы едиными устами провозглашаем: «Христос воскресе из мертвых…» И уже сегодня в нашей земной жизни мы имеем возможность приобщиться к Истине и благодатным дарам Святого Духа, которые в полной мере будут явлены в Царстве Божьем.

Воскресение Христово есть торжество мира, любви и добрых дел. Пасхальной радостью мы спешим поделиться, прежде всего, с самыми близкими людьми. Но не будем забывать и о тех, кто находится в физическом ограничении, будем помнить о больных и людях с особыми потребностями. Пусть наша вера и добрые дела во славу Божию станут для них «скорой помощью радости» и лучшей проповедью о Христе Воскресшем. Добрые дела и являются тем самым главным критерием, после которого Пасха и становится нашим личным праздником. В наше время морально дезориентированного общества важно свидетельствовать о высоте совершенного евангельского учения. Чтобы сделать что-то доброе и полезное, необязательно быть ученым, богословом, миссионером или миллионером, необходимо прежде всего стремиться жить по-христиански, выполнять заповеди Божьи и, самое главное, – трудиться на ниве личного совершенствования.

Протоиерей Дионисий Буренко, СПЖ

Be the first to comment on "Что для Вас значит Пасха?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*