Почему блудницы ближе к Богу, чем книжники-богословы?

Преподобной Марии Египетской посвящена эта неделя Великого Поста. Метаморфоза, которая произошла с блудницей, ставшей преподобной, приоткрывает нам тайну любовной энергии, данной от Бога человеку.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Видел я нечистые души, которые до неистовства пылали плотскою любовью, но потом обратились к покаянию и, вкусивши вожделения, обратили его ко Господу».

Этой одной фразой святой Иоанн объяснил воскресное Евангельское чтение, посвященное преподобной Марии. Блудница покупает дорогое миро, и без экономии и меры расточительно изливает его вместе с потоками слез, чтобы омыть ноги Христа. Она распускает волосы, чтобы ими отереть их. Любовь не использует калькулятор, когда любит. В отличии от некоторых прагматичных верующих, которые все считают: количество поклонов, молитв, десятую часть дохода…

Слепой «верующий» хочет рассчитать эффективность своей веры с наибольшей выгодой: «К чему так растрачивать миро? Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев, и раздать нищим». Блудница любит без логики, безрассудно и щедро. «Разумно» верующий высчитывает, от чего будет больше пользы.

На самом деле его не интересуют все эти «бедные» и «нуждающиеся». Ему важны только бонусы индивидуальных заслуг и обещанная стократная оплата воздаяния. Поэтому немыслимо, чтобы у него появился порыв любви, поскольку он не вмещается в логику взаимообмена.

Евангельская блудница даже ничего не просит, она просто плачет и вытирает волосами ноги Спасителя. Ее молчание – это молчание любви, которая говорит языком жертвенного приношения и даже не помышляет что-то получить взамен. Она сделала все, что могла. И Бог в ответ сделал все, что мог. Простил все ее грехи, «ибо она возлюбила много».

Это Евангелие прочитано нам в храме для того, чтобы мы задумались и поняли важную вещь. Пока у нас на первом плане будет Закон, мерки юридической чистоты, мы не можем узнать Христа, который есть любовь. Который обнимает бомжей, гонимых нами что есть мочи из храмов, Который жалеет презираемых нами бездомных и наркоманов, Который говорит, что проститутка с трассы скорее войдет в Царство Божие, чем так «любимые» и «прославляемые» нами мэр и губернатор.

Но мы этого не понимаем. Если человек в галстуке, при власти и деньгах – значит он для нас «выгоден», а если грязный, нищий и больной – значит бесполезный, и даже вредный. От первого мы ищем для себя пользы, а от второго боимся потерпеть урон. Вот и вся наша логика, в которой нет и не может быть ни капли любви.

А ведь весь мир построен Богом на «безрассудности» любви, без всякой логики. Ну какая «логика» нужна была, чтобы зебру сделать полосатой, а павлина хвостатым? Какая логика в капле росы по весне, в снегу, который поглощает красные кружева рябины, в лазури синего неба, в благоухании первых весенних цветов, в музыке дождя? Каждая складка красоты и все, сотворенное с мудростью и искусством, есть Его любовный порыв, преподнесенный нам в дар.

И так же как мы, влюбляясь в личность другого, любим и все то, что имеет с ним какую-то связь, так и любя Бога, мы начинаем любить все Его творение. Мы становимся единым целым с предлежащей сущностью мира, с красотой земли, с безграничностью моря, со сладостью плодов, с благоуханием цветов.

Мы называем святым того, кто любит этот мир и все что в нем без всякой логики. Любит даже то, что для многих из нас есть фальшь: пресмыкающихся, хищников, явных злодеев. «И от воспоминания о них его глаза источали слезы… И он не мог выдерживать или слышать о какой-либо порче или печали, приключающейся с творением… И через это и о бессловесных… и о птицах, и о животных, и о демонах… и об естестве пресмыкающихся… и о всем творении… на всякое время приносил молитву со слезами» (Исаак Сирин).

Любовь не имеет логики. Исходя из какой логики молится святой за пресмыкающихся и за демонов?

Вот поэтому блудница может быть ближе к Царству Божиему, потому что в ее вожделении есть безрассудное стремление к любви, в отличии от книжника-богослова, у которого есть рассудительное понимание веры.

Человек призван утончать свой вкус к любовным утехам. Секс, еда, удовольствие тела, по сравнению с наслаждением, получаемым нами от высокого искусства, музыки, живописи, поэзии, соотносятся с друг с другом как горькая вода и изысканное, с тонкими ароматами, вино.

Но если человеку удалось вкусить сладость Благодати, то он забудет все, что радовало его до этого. Весь мир, со всей его красотой, с его великолепием, покажется ему серым и мрачным. Такой человек будет прятаться в глубокие пещеры, бежать в безлюдные пустыни, чтобы там, вдали от людей, беседовать с Богом, чтобы снова и снова вкусить радость Бога, Его сладость, Его аромат.

Таков был путь преподобной Марии, таков путь и каждого христианина, который живет в пространстве любви и красоты, а не в рамках закона и логики.

Протоиерей Игорь Рябко, СПЖ

Be the first to comment on "Почему блудницы ближе к Богу, чем книжники-богословы?"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*