Краткий обзор судебной практики в сфере защиты прав внутренне перемещенных лиц

В связи с боевыми действиями на территории Донецкой и Луганской областей многие жители были вынуждены покинуть свои дома и по сей день сталкиваются с рядом правовых проблем, таких как постановка на учет внутренне перемещенного лица (ВПЛ), восстановление утраченных документов, в том числе удостоверяющих личность, регистрация актов  гражданского состояния, защита права собственности, а также доступ к информации.

Широко известны случаи, когда возникает необходимость установления в судебном порядке факта смерти либо факта рождения на неподконтрольной правительству Украины территории для получения соответствующего свидетельства украинского образца.  Судебная процедура установления юридического факта осуществляется в особом производстве – без привлечения ответчика. Заинтересованной стороной в данном случае является орган РАГС, выдавший отказ в выдаче свидетельства о смерти либо свидетельства о рождении. Существуют обязательные требования к заявлению об установлении юридического факта. В заявлении должно быть указано: какой факт заявитель просит установить и с какой целью; каковы причины невозможности получения или восстановления документов, которые удостоверяют этот факт и доказательства, которые подтверждают данный факт.

Сложившаяся положительная судебная практика требует обязательного наличия среди доказательств медицинского свидетельства о смерти (форма N 106/о) либо медицинского свидетельства о рождении (форма № 103/у), в зависимости от устанавливаемого факта. В случае установления юридического факта смерти целесообразно сделать копию отрывного корешка к медицинскому свидетельству (т.е. справки о причине смерти), а также подкрепить иск дополнительными доказательствами, подтверждающими факт смерти лица. Такими доказательствами могут быть: справка о захоронении, договора, квитанции и акты выполненных работ организаций, предоставляющих ритуальные услуги. К заявлению в суд достаточно приложить копии указанных документов. Но при этом необходимо помнить, что суд имеет право истребовать оригинал для сверки с копией. В случае отсутствия дополнительных доказательств о захоронении в судебной практике юристов Норвежского совета по делам беженцев были случаи истребования судьей хотя бы фотографий с могилы умершего либо свидетельских показаний.

Для родителей детей, рождённых после начала вооруженного конфликта на неподконтрольной правительству территории, которые не смогли в течении года после рождения ребёнка обратиться за назначением государственной помощи при рождении, есть хорошие новости. Судебной практикой определено, что пропуск двенадцатимесячного срока для подачи заявления о назначении такой помощи по причине невозможности выезда на территорию, подконтрольную правительству Украины, не является основанием для отказа в назначении такой помощи. При этом суды признают, что сам факт отсутствия доступа к органам власти на соответствующей территории Украины является уважительной причиной для пропуска такого срока, а решения судов основываются на положениях Конвенции «О правах  ребёнка» об обязанности стран – участниц Конвенции обеспечить защиту и охрану интересов ребёнка. При этом суды подчёркивают, что по своей сути государственная помощь при рождении является помощью именно ребёнку, а не его родителям, и отказ в ее назначении лишает ребёнка доступа к благам, гарантированным государством.

Появилась положительная судебная практика в восстановлении выплат адресной помощи внутренне перемещённым лицам для компенсации затрат на проживание, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 13 января по 14 июня 2016 года, когда она  не  назначалась по  причине  отсутствия штампа  Миграционной службы в справке ВПЛ. Для обращения в суд с иском о восстановлении выплат необходимо иметь письменный отказ Управления труда и социальной защиты населения в назначении (восстановлении) адресной помощи. В своих решениях суды опираются на принцип верховенства права, высшей юридической силы Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантий соблюдения прав и свобод внутренне перемещённых лиц» по сравнению с подзаконными актами, которые принимаются на основании Закона и не должны противоречить ему.

Появился шанс на назначение и получение адресной помощи на компенсацию затрат на проживание, в том числе и на оплату жилищно-коммунальных услуг, работающим лицам трудоспособного возраста, которым ранее было отказано в выплате по причине нетрудоустройства в течении месяца после прекращения выплат такой помощи. Сейчас судебная практика складывается в пользу переселенцев, которые трудоустроились и обратились в течение месяца с момента трудоустройства за возобновлением выплат адресной помощи. Принимая решения, обязывающие Управления труда и социальной защиты населения назначить и выплатить адресную помощь, суды основываются на принципе верховенства права, высшей юридической силе Закона по сравнению с подзаконными актами, а также  на выводах, что с момента  трудоустройства  лица изменяются обстоятельства, на  основании которых была прекращена выплата  адресной помощи. Таким обстоятельством является изменение статуса безработного  лица  трудоспособного возраста  на  статус трудоустроенного  лица. Основанием для обращения в суд, как и в предыдущем случае, является письменный отказ Управления труда и социальной защиты населения в назначении адресной помощи.

Следует отметить тот факт, что все чаще суды в своей практике ссылаются на положения Конвенции «О защите прав и основоположных свобод человека», на практику применения положений Конвенции Европейским судом по правам человека. Судами отмечается, что требования обеспечения и соблюдения социальных стандартов изложены в Европейской социальной хартии, подписанной от имени Украины в Страсбурге. Согласно положениям Хартии, Украина обязана поддерживать удовлетворительный уровень социального обеспечения и прилагать усилия для его постепенного повышения.

Юристы программы «Информирование, консультирование и правовая помощь» Норвежского совета по делам беженцев будут и в дальнейшем информировать жителей Донецкой и Луганской областей о судебной практике относительно соблюдения прав ВПЛ и лиц, пострадавших в результате конфликта.

Для получения более детальной информации или бесплатной консультации по юридическим вопросам, обращайтесь в Центры правовой помощи Норвежского совета по делам беженцев, которые находятся по адресам:

Луганская область:
г. Северодонецк: ул. Гагарина, 16. Телефоны «горячей» линии: (06452)4-24-88; (066) 773-6458; (098) 281-2564, пон.-пят. 09:00-15:00.

пгт. Станица Луганская: ул.Центральная (Ленина), 30. Телефоны «горячей» линии: (050) 468-45-81; (067) 828 5881, пон.-пят. 09:00-15:00.

Донецкая область:
г. Краматорск, ул. Катеринича, 13, или по телефонам «горячей линии» (050)468-4572 или

(067)828-5906, пон.-пят. 09:00-15:00.

Электронный адрес NRC в Украине: ua.info@nrc.no

Все услуги Норвежского совета по делам беженцев – бесплатные.

Отдел коммуникаций Норвежского совета по делам беженцев – специально для Восточного партнерства

Be the first to comment on "Краткий обзор судебной практики в сфере защиты прав внутренне перемещенных лиц"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*