Костас Асимис – удивительный человек, объединяющий людей и время

Узнав о том, что в доме культуры в пгт. Бородянка Киевской области открылась экспозиция известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Наш Афон. Земной удел Божий Матери», искренне обрадовалась, ведь с этим незаурядным человеком и его творчеством мне посчастливилось познакомиться в довоенном Луганске.

Выставка его работ  «Мой Афон», которая проходила  в канун новогодних праздников, в преддверии Рождества 2014 года, стала значительным культурным событием и настоящим подарком для луганчан, она не просто дала возможность приблизиться к пониманию такого уникального для мирян явления, как жизнь монашеского государства, она помогла подняться всем, кто там побывал, на новый уровень духовности. Вниманию посетителей тогда было представлено двести фотографий. Это было уникальным поводом вспомнить историю возникновения и становления Афона как монашеской республики, поводом вознести благодарность Богу, Пресвятой Богородице, взявшей Афон под свое духовное окормление…

Следует отметить, что фотография на Афоне возникла довольно давно.  По благословению старцев Святорусского Пантелеимоновcкого монастыря архимандрита Макария и старца Иеронима монахи-фотографы начали фиксировать не только все значительные события в жизни обители, но и проводили жанровую съемку – так на Афоне появилось первое фотоателье в 70-х годах IX столетия. Вскоре, по примеру русских, своими фотоателье обзавелись и греческие монастыри. Фотолетопись жизни Афона продолжалась до конца тридцатых годов XX столетия, именно она донесла до нас облик преподобного Силуана Афонского. Но в целом, из-за оскудения числа насельников, фотолаборатория пришла в упадок и хрупкие стеклянные пластины с негативами – дагерротипы – подверглись разрушению. Поистине катастрофический ущерб монастырскому архиву нанес пожар, опустошивший летом 1968 года половину монастыря. И только в конце 80-х годов на уникальные дагерротипы обратил внимание греческий фотограф Костас Асимис, который в это время впервые побывал в русском монастыре на Афоне.  Именно эти дагерротипы Костас в 1984 году отыскал в заброшенной фотолаборатории Пантелеимоновского монастыря. Долгие годы Костас по крупицам собирал уникальные артефакты Афонской истории, благодаря его кропотливой работе было восстановлено огромное количество фотографий начала XX века. Уже десять лет в Свято-Пантелеимоновском монастыре существует своя фотолаборатория, созданная Костасом Асимисом, по сути, он, восстанавливая старинные дагерротипы и создавая новые фотошедевры, является продолжателем традиций афонской фотографии.

Костас родился в Ташкенте, в семье греческих послевоенных эмигрантов, какое-то время жил в Югославии. Его представляют как греческого фотохудожника, но с первых же минут общения с ним возникает ощущение, что он не просто наш – он настолько свой, что кажется, ты знаком с ним всю жизнь. Помню, я спросила его тогда:

– А с каким ощущением ты приезжаешь сюда?

– Как домой. Я люблю бывать в странах, где меня понимают, где я могу гулять по улицам, свободно разговаривать. Единственное, что могу сказать, я люблю глубинку. Здесь проще, открытые и добрые люди. Представьте, в каком-нибудь мегаполисе выключили свет. Не будет ни воды, ни лифта, ни газа – ничего! Через неделю там не будет жизни! А в глубинке ты сидишь там где-то на окраине у речки, там колодец. Света нет – ты свечу поставил, в печь дрова накидал. Все! Ты независим!

– А Греция для тебя уже стала родной?

– Да. Ведь я там уже с 82 года. На Афон я попал совершенно далеким от веры, вообще невоцерковленным. Один из моих друзей пригласил меня однажды, сказав, что мне как фотографу будет интересна экзотика старины. Я стал посещать Афон время от времени. Однажды мы были в Кареи, в центре нашей столицы Афона, мне один монах предложил: «Давай зайдем к старцу, получим благословение». Если вы слышали о таком старце Паисии Святогорце, то именно он был первым батюшкой, с которым я общался. Я тогда многого не понимал, это было за два года до моего крещения (Костас был первым человеком, которого крестили на Афоне в 1987 году, после многих-многих лет затишья, наступившего после революции – прим. авт.)

Костас признается, что самое любимое место на земле – его фотолаборатория: «Я могу там быть сколько угодно часов. Там у меня есть балкончик с видом на море. Особенно хорошо ночью сидеть, смотреть на небо, там такой воздух…  Значит, так уж нужно было, чтобы именно я продолжил эту традицию, восстановил историю Афона в старинных дагерротипах и продолжил ее в своей фотолетописи».

Нынешняя выставка уникальных работ Костаса Асимиса продлится по 28 сентября. Вход свободный. Дом культуры находится по адресу: пгт. Бородянка, улица Ленина, 224.

Снова удивительный Костас своим творчеством протягивает через время невидимую нить духовного единения.

Помню, тогда, в 2014, я написала ему: «Костас, спасибо тебе за то, что ты открыл для нас Афон! Сам того не подозревая, ты,  неожиданно и ненавязчиво, соединил нас с этим святым местом, ведь вместе с тобой, с воспоминаниями о тебе, о твоих рассказах и фотографиях, туда устремляются наши души. Такие встречи, как встреча с тобой, не бывают случайными. Мы не знаем, подарит ли нам Господь возможность увидеться вновь, но, оставаясь в Луганске, мы всегда будем помнить, что там, в русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Святой горе Афон, где  иноки молятся обо всех нас, есть ты, ставший для нас родным».

Виктория Подольская

Be the first to comment on "Костас Асимис – удивительный человек, объединяющий людей и время"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*