В Северодонецке состоялась шестая премьера театральной мастерской «Art&Гарт»

Синтез разных видов творчества многое дает для всех, так что не надо удивляться и тому, что инженер Александр Шмаль стал театральным режиссером, актером, педагогом-новатором. И верится, что все больше земляков потянется в уникальный театр.

Недавно я беседовал с куратором ПРООН, поддержавшей театр вынужденных переселенцев во главе с А.Н.Шмалем. Услышал вывод: грант сработал с нужной отдачей. И эвакуированный в Северодонецк областной театр, и маленькая мастерская нужны, востребованы. В эти дни на изысканном уличном стенде «Art&Гарт», его сайте уже появились анонсы новых спектаклей; готовятся гастроли в Киеве.


А о чем и пьеса, и спектакль? Конечно, о любви. Спектакль полон эмоциональными символами, которые еще разгадывать и разгадывать. Французский драматург Жан Кокто построил свою пьесу «Человеческий голос» на телефонном монологе героини, и мы за, казалось бы, хаотичным потоком сознания узнаем о том, что творится в ее душе, что произошло и, кажется, произойдет.

Написанная еще в 1930 году пьеса теперь стала особенно актуальной. Можно говорить и о том, как часто ныне мы сталкиваемся с сюрреалистичностью происходящего, и о подмене подлинного общения, подлинных чувств и взаимного понимания мобильно-телефонным суррогатом. Но давайте лучше – о самом спектакле.

По тексту пьесы, переживающая драму расставания с любимым человеком героиня – в годах. Ее роль исполняли легенды мирового театра и кино. А лисичанка Татьяна Марусина не так уж давно была в Луганске студенткой. У Александра Шмаля. В силу известных обстоятельств он был вынужден переселиться в Северодонецк, она же стала работать в Киеве.

— Но когда узнала, что мой учитель, режиссер, которого считаю особенно талантливым, создал новый театр, то не могла не приехать сюда, — рассказала мне Татьяна.

Мне не хотелось бы предвосхищать для будущих зрителей тот комок в горле, который появляется от ее игры, потому чуть смикширую наэлектризованность. Когда «крупным планом», как в кино (так уж устроен театр Шмаля, где артисты – на расстоянии вытянутой руки), видишь лицо молодой героини, хочется сказать ей что-то по-домашнему успокаивающее: «Тише, Танечка, не плачь». Как по мне – то так и надо играть.


Шмаль сделал спектакль «Голоса» «по мотивам», разнопланово — разбив текст пьесы на двух актеров. И то сказать: в ее названии соблюдено гендерное равенство. Так почему бы под словом «человеческий» не подразумевать не только Женщину, а и Мужчину?! Он, причина женских слез, в конце концов, — тоже человек. И Захар Бенько показал это, тонко ведя свою игру. Было интересно, но горько: голоса звучат вроде как в унисон, да безответно.

Так бывает, и так не должно быть. Мы призваны слушать и слышать, видеть глаза в глаза, чувствовать «тех, кого приручили», быть с ними рядом. Для того и поставлен этот, по всей видимости, этапный в творчестве режиссера и труппы спектакль. С ключевой, по-моему, фразой: «Один взгляд мог все изменить. Но теперь, во времена телефонов…»

Давайте и мы поучимся у театра. Это очень нужно даже в эпоху скайпа – чтобы и голоса, и жизнь у нас оставались человеческими.

Семен Перцовский

Be the first to comment on "В Северодонецке состоялась шестая премьера театральной мастерской «Art&Гарт»"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*