«Басни Севера» Луганского украинского театра на столичных подмостках – кураж и боль

Вчера в одном из столичных клубов был показан спектакль, поставленный Луганским украинским академическим музыкально-драматическим театром, который с декабря 2014 года перебрался с оккупированной территории в нынешний административный центр Луганской области – город Северодонецк, окрещенный в народе, как «Север». «Басни Севера» – документальное кабаре-шоу, показанное луганскими артистами, отличалось от привычных театральных стандартов.

Постановка спектакля была осуществлена при содействии объединения VladOpera e.V (Германия) и Украинская новая драма (Украина), при поддержке Гете-Института в Украине. Кураторы проекта — Петер Шварц (Берлин) и Андрей Май (Киев). Режиссер и сценограф — Андрей Май, драматурги — Алексей Доричевский, Эльвин Рзаев, Кристина Фоменко, Елена Шумейко-Роман. В спектакле задействованы актеры Инна Амброзиева, Анна Живица, Татьяна Плис, Иван Шморгунов.

Что касается формы, то первая мысль, которая меня посетила, была классической: «воистину, театр начинается с вешалки». В нестандартность этого спектакля зритель начинал погружаться, как только переступал порог  клуба, где состоялся его просмотр: проход по многочисленным лабиринтам ступеней, полумрак помещения, на входе в которое каждому зрителю вручается стул – постепенно зрительская зона заполняется… Абсолютное отсутствие даже догадки о том, что же здесь будет происходить дальше…

Спектакль построен на основе реальных историй артистов, нынешних жителей Севера, приехавших туда из Луганска и Крыма, а значит – ставших ВПЛ. Лично у меня сложилось впечатление, что сюжетная линия как таковая отсутствует – это яркий коллаж, мозаика, собранная из отдельных печальных картинок, но при этом органично создающих нечто целое.

Это «нечто» живет какой-то особой жизнью, оно наполнено одновременно болью и куражом, утонченностью восприятия мира и эпатажностью героев. Музыка и видеоряд, сопровождающие спектакль, то иллюстрируют происходящее на сцене, то диссонируют с основным действом, тем самым подчеркивая дикую абсурдность того мира, событий и обстоятельств, в которых они оказались: «Луганщина, песня моя!» сменяется шнуровской «Москва, по ком звонят твои колокола?», «шальная императрица» Аллегрова – Джо Дассеном с его пьянящим: «Salute!», «Снегири-герои» «Иванушек», сопровождающиеся изображением израненных бойцов, – музыкой Рахманинова и почти гимном «Як тебе не любити, Києве мій»… Сытость и равнодушие, непонимание вперемешку с болью, кровью, голодом и безысходностью… Бред… Реальность… Бред? Реальность?..

Из-под надетых масок спокойствия и даже благополучия неожиданно прорывается навсегда запекшаяся на сердце боль, доводящее до истерики желание понять, где правда, какой сделать выбор, а главное – как же жить в «предложенных обстоятельствах» сегодня, сейчас.

— Самолет. Обстрел. Рядом – двое детей. А если на нас? Что можно сделать? Бежать? А куда? Бежать некуда…

— Кто я? А я человек? Я человек? Я кто? Кто я?

— Я люблю море. Дайте море, пожалуйста!

— Я хочу петь. Я пела в церковном хоре: «Благослови, душе моя, Господа!»

— Время и пространство – вечны, они были до нас, будут и после нас. А мы просачиваемся сквозь время и пространство, чтобы появиться снова. Мы – временные, но нет ничего более постоянного, чем временное.

И в этом контексте вспоминаются далеко не новые слова: «Здесь, на Земле, мы все – всего лишь гости».

Спектакль, как скальпелем, без наркоза, вскрывает проблемы, в которые погружена вся наша страна, а, следовательно – и каждый из нас. Он не дает ответов. Вероятно, найти их должны мы сами.

Виктория Подольская

Be the first to comment on "«Басни Севера» Луганского украинского театра на столичных подмостках – кураж и боль"

Leave a comment

Your email address will not be published.


*